Соломон Мудрый. Экклезиаст
Любимая книга многих ищущих и нашедших людей
—————————————————————
по изданию П.С.Таранова «Анатомия мудрости»
—————————————————————
Глава 1
Слова Проповедующего в собрании, сына Давидова, царя в Иерусалиме:
Суета сует, — сказал Проповедующий, — суета сует: всё суета.
Что пользы человеку от всех его трудов, над чем он трудится под солнцем?
Род уходит, и род приходит, а Земля остается навек.
Восходит солнце, и заходит солнце, и на место свое поспешает,
Чтобы там опять взойти;
Бежит на юг и кружит на север, кружит, кружит на бегу своем ветер,
И на круги свои возвращается ветер;
Бегут все реки в море, — а море не переполнится,
К месту, куда реки бегут, —
Туда они продолжают бежать;
Всё — одна маята, и никто рассказать не умеет, —
Глядят, не пресытятся очи, слушают, не переполнятся уши.
Что было, то и будет, и что творилось, то творится,
И нет ничего нового под солнцем.
Бывает, скажут о чем-то: смотри, это новость!
А уже было оно в веках, что прошли до нас.
Не помнят о прежнем — так и о том, что будет, —
О нем не вспомнят те, кто будут позднее.
Я, Проповедующий, царил над Израилем в Иерусалиме,
И предал я сердце тому, чтобы мудростью изучить и изведать
Всё, что делается под небесами:
Тяжкую задачу дал бог решать сынам человека!
Видел я все дела, что делаются под солнцем,
И вот — всё это тщета и ловля ветра:
Кривое нельзя расправить, и чего нет, нельзя исчислить!
Сам себе промолвил я так:
Вот я мудрость свою умножил более всех,
Кто был до меня над Иерусалимом,
И много видело сердце мое и мудрости и знанья.
Так предам же я сердце тому, чтобы мудрость познать,
Но познать и безумье и глупость, —
Я узнал, что и это — пустое томленье,
Ибо от многой мудрости много скорби,
И умножающий знанье умножает печаль.
Глава 2
Я сказал себе: давай испытаю тебя весельем, —
Познакомься с благом!
Но вот — это тоже тщета;
О смехе промолвил я: он безумен,
И о веселии: что оно творит?
Попытался я увлечь свою плоть вином,
И хотя сердце оставалось мудрым,
Придержаться и глупости, пока не увижу,
Как лучше поступать сынам человека под небесами
За считанные дни их жизни?
Я великие делал дела,
Я виноградники насаждал, я дома себе строил,
Я устроил себе цветники и сады, насадил в них дерев плодовых,
Я устроил себе пруды — орошать из них рощи, растящие деревья,
Приобрел я рабов и наложниц, и были у меня домочадцы,
А коров и овец приобрел я больше, чем все до меня в Иерусалиме;
Серебра и золота я тоже собрал и сокровищ от царей и сатрапий,
Завел я певцов, и певиц, и наслажденье людей — плясунов и плясуний.
И стал велик я более всех, кто был до меня в Иерусалиме
(А мудрость осталась со мною),
Ни в чем, что очи мои просили, я не отказывал им,
Ни от какой я радости не удерживал сердце:
Ибо ликовало мое сердце из-за моих трудов, —
Ведь была мне вся эта доля из-за моих трудов!
Но оглянулся я на дела, что сделали мои руки,
И на труды, над чем я трудился, —
И вот, всё — тщета и ловля ветра,
И нет в том пользы под солнцем!
И я оглянулся — посмотреть на мудрость, на безумье и глупость, —
Ибо что может тот, кто следует царю? То, что делали раньше!
И увидел я, что полезнее мудрость, чем глупость,
Как полезнее свет, чем тьма:
У мудрого есть глаза, а глупый, бродит во тьме, —
Но и то я узнал, что единая участь постигнет их всех.
И подумал я про себя:
Раз участь глупца и меня постигнет,
То зачем же я был столь премудрым?
И сказал я себе, что это тоже — тщета,
Ибо вместе с глупцом и о мудром вовек не вспомнят,
Потому что в грядущие дни всё будет давно забыто, —
Как же это мудрый должен равно с глупцом умирать?
И возненавидел я жизнь,
Ибо злом показалось мне дело, что делается под солнцем,
Ибо всё — тщета и ловля ветра.
И возненавидел я сам весь труд, над чем я трудился под солнцем,
Потому что оставлю его человеку, что будет после,
И кто знает, мудрый ли он будет или глупый, —
А будет владеть моими трудами,
Над чем я трудился, явив себя мудрым под солнцем:
Это тоже — тщета.
И обратил я к отчаянью сердце
Из-за всего труда, над чем я трудился под солнцем, —
Ибо был человек, чей труд был мудрым, умелым, успешным, —
А отдаст свою долю тому, кто над ней не трудился, —
Это — тоже тщета и большое зло.
Что же остается человеку
За его труды и томление сердца,
Над чем он трудится под солнцем?
Ибо все его дни — печали, и заботы его — это скорби,
Даже ночью нет сердцу покоя,
Даже это — тоже тщета.
Нет человеку блага, кроме как есть и пить —
Чтобы было ему хорошо от его труда;
И, однако, я увидел, что и это дано от бога,
Ибо кто, и поевши, узнает вкус без него?
Ибо тому, кто благ для него, дает он мудрость, и знанье, и радость,
А тому, кто согрешает, дает он заботу: копить и сбирать,
Чтобы отдать тому, кто благ для бога, —
Это тоже тщета и ловля ветра.
Глава 3
Всему свой час, и время всякому делу под небесами:
Время родиться и время умирать,
Время насаждать и время вырывать насажденья,
Время убивать и время исцелять,
Время разрушать и время строить,
Время плакать и время смеяться,
Время рыданью и время пляске,
Время разбрасывать камни и время складывать камни,
Время обнимать и время избегать объятий,
Время отыскивать и время дать потеряться,
Время хранить и время тратить,
Время рвать и время сшивать,
Время молчать и время говорить,
Время любить и время ненавидеть,
Время войне и время миру.
Что пользы творящему в том, над чем он трудится?
Я понял задачу, которую дал бог решать сынам человека:
Всё он сделал прекрасным в свой срок,
Даже вечность вложил им в сердце, —
Но чтоб дела, творимые богом,
От начала и до конца не мог постичь человек.
Я узнал, что блага нет человеку,
Кроме как есть, и пить, и делать благое в жизни,
Но даже если кто ест, и пьет, и видит благо в труде,
То это — божий дар.
Я узнал: всё, что бог творит, — это будет вовек:
Нельзя ничего прибавить, и нельзя ничего отнять,
А сотворил так бог, чтобы его боялись.
Что было — уже есть, и чему быть — уже было,
А исчезнувшее бог отыщет.
И то еще я увидел под солнцем:
Место суда — а там нечестье,
Место праведного — а там нечестивый.
Подумал я про себя:
Праведного с нечестивым бог рассудит,
Ибо там есть время для каждой вещи и каждого дела.
Подумал я про себя:
Это бог — ради человеков, чтобы их просветить,
Дабы поняли сами, что они -это скот, и только!
Ибо участь сынам человека и участь скоту-
Одна и та же им участь:
Как тому умирать, так умирать и этим,
И одно дыханье у всех, и не лучше скота человек;
Ибо всё-тщета.
Всё туда же уходит,
Всё — из праха, и всё возвратится в прах;
Кто знает, что дух человека возносится ввысь,
А дух скота — тот вниз уходит, в землю?
Я увидел: нет большего блага, чем радоваться своим делам,
Ибо в этом и доля человека, —
Ибо кто его приведет — посмотреть, что будет после?
Глава 4
И еще я увидел все угнетение, творимое под солнцем:
Вот слезы угнетенных, — а утешителя нет им,
И в руке угнетателя — сила, а утешителя нет им!
И прославил я мертвых, — что умерли давно, —
Более, чем живых, — что живут поныне;
Но больше, чем тем н другим, благо тому, кто совсем не жил,
Кто не видел злого дела, что делается под солнцем.
Поглядел я на весь труд, — а весь успех работы —
Зависть человека к другому человеку;
Это — тоже тщета и ловля ветра:
Глупец сложит руки, а завистью себя пожирает!
Лучше покоя на одну ладонь,
Чем полные горсти тщеты и ловли ветра.
И еще я увидел тщету под солнцем:
Есть одинокий, и с ним никого: ни сына, ни брата,
И нет конца всем его трудам,
И не сыты его очи богатством:
«И для кого я тружусь и себя лишаю блага?»
Вдвоем быть лучше, чем одному,
Ибо есть им плата добрая за труды их;
Ибо если упадут — друг друга поднимут;
Но горе, если один упадет, а чтоб поднять его — нет другого,
Да и если двое лежат -.тепло им; одному же как согреться?
И если кто одного одолеет,
То двое вместе против него устоят;
И втрое скрученная нить не скоро порвется.
Лучше бедный мальчик, но умный, чем царь престарелый, но глупый,
Что уже не умеет понять предостереженья —
Ибо этот из темницы выйдет царить,
Ибо тот рожден даже в царственном сане нищим;
Видел я, как всё живое, всё, что движется под солнцем, —
Вместе с мальчиком, с тем другим, кто займет его место:
Нет конца народу, всем, кто был поначалу!
Но не порадуются ему те, кто будут позже, —
Ибо это тоже тщета и пустое томленье.
Глава 5
Следи, как ступаешь, в дом божий идя:
Подойти, чтобы слушать, лучше, чем жертвы приносить с глупцами,
Ибо, сами не зная, творят они зло.
Не торопись языком и в сердце своем не спеши
Слово вымолвить, предстоя перед богом:
Ибо бог — на небесах, а ты — на земле,
Потому да будут твои речи кратки.
Ибо возникает мечтанье из множества забот,
И речь глупца — из множества слов.
Что ты богу обещал по обету — то исполни неотложно,
Ибо не жалуют глупцов: обещал — исполни!
Лучше не обещать, чем обещать и не исполнить;
Не давай устам ввести тебя в грех,
И посланцу не говори, что случилась ошибка:
На звук твоей речи зачем гневаться богу,
И дело твоих рук зачем губить?
Ибо от множества мечтаний — много тщетных слов,
Ибо бога ты должен бояться.
Если увидишь в стране угнетение бедных,
Извращение суда и правды —
Не удивляйся таким делам:
Ибо начальник за начальником следит, а за ними — начальство;
Но польза земли — во всем: и царю служит поле!
Любящий деньги не насытится деньгами,
Ни доходом — тот, кто любит копить:
Это тоже тщета.
Чем больше добра, тем больше едоков,
А владельцу какая прибыль? Разве что посмотрит!
Сладок сон работящего, поел ли мало он или много,
А сытость богача не даст ему сном забыться:
Есть злой недуг, — видал я под солнцем, —
Богатство, хранимое на беду владельцу!
А пропадет то богатство среди тяжкой заботы, —
Породивши сына, он тому ничего не оставит,
Ибо как вышел он наг из утробы материнской,
Так вернется, чтоб уйти, как пришел,
И за труд свой в руке унести ничего не сможет.
И это тоже -злой недуг:
Одинаково всякий как приходит, так уходит,
И что пользы ему, что трудился на ветер?
И все-то дни свои он ест во тьме,
И много скорбей, и болезни у него, и злобы!
Вот что я увидел благого:
Что прекрасно есть, и пить, и видеть благо в своих трудах —
Над чем кто трудится под солнцем
В считанные дни своей жизни, что дал ему бог, —
Ибо то его доля.
Так и всяк человек — кому дал бог добра и богатства,
И дал ему власть воспользоваться ими,
И брать свою долю, и радоваться своим трудам, —
То это есть божий дар:
Ибо нечего ему вспоминать о днях своей жизни,
Ибо бог посылает ему ответ в его радости сердца.
Глава 6
Есть зло, что я увидел под солнцем, велико оно для людей:
Человек, кому бог дал добра, и богатства, и почета,
И все у него есть, чего б душа ни пожелала, —
Но не дано ему богом власти воспользоваться этим,
Так что пользуется чужой человек, —
Это — тщета и злая болезнь.
Если сотню сынов породит и многие годы пребудет,
То сколько бы лет ни прожил,
Но коль душа не насытилась благом
Или если не было ему погребенья, —
Я подумал: лучше выкидышу, чем ему.
Ибо в тщете тот пришел и во тьму уйдет,
И тьмою его имя сокрыто,
Даже солнца не знал и не ведал —
Но тому покойней, чем ему:
Если 6 даже дважды две тысячи лет он прожил,
А блага не видел —
То разве всё не туда же уходит?
Трудится человек для рта, а сам недоволен:
Ибо чем превосходит мудрый глупца,
Чем — бедный, кто умеет лицом к лицу быть с жизнью?
Лучше зримое очами, чем то, к чему тянется душа,
Это тоже — тщета и ловля ветра.
Всё, что было, уже имеет имя,
И каково оно — известно:
Человек не может тягаться с сильнейшим, чем он,
Ибо много есть слов, что множат тщету, —
И чем от них лучше человеку?
Ибо кто знает, что есть благо человеку в жизни
В считанные дни его тщетной жизни?
А ее он сделал себе сенью,
Потому что — кто же объявит человеку,
Что будет после него под солнцем?
Глава 7
Лучше доброе имя, чем добрый елей,
И день смерти лучше дня рождения.
Лучше пойти в дом плача, чем пойти в дом пира,
Потому что таков конец для всякого человека,
И живой это сердцем запомнит.
Лучше скорбь, чем смех, ибо с худым лицом добреет сердце, —
Сердце мудрых в доме плача, а сердце глупых в доме веселья.
Лучше слушать от мудрого порицанье,
Чем слушать человеку песню глупца,
Ибо как терниев треск на костре под котлом, так и смех глупца:
И это — тоже тщета.
[Лучше бедность, чем неправедная нажива],
Ибо лихва превращает мудреца в безумца,
А подачка разрушает сердце.
Лучше конец дела, чем начало дела,
Лучше терпение, чем гордыня:
Не спеши скорбеть, ибо скорбь обитает в груди глупцов,
Не говори: «Как случилось, что прежние дни были лучше этих?»,
Ибо не от мудрости ты спросил об этом.
Наравне с наследием мудрость — благо,
Даже лучше она для видящего солнце:
Ибо под сенью мудрости — под серебряной сенью
А польза знания: мудрость знающему жизнь продлевает.
Посмотри на деяния бога,
Ибо кто может расправить, что он искривил?
В день благой будь блажен, а в день худой — пойми:
Бог наравне с тем днем и этот создал,
Чтобы после себя человек не нашел ничего.
Всякое я видел в мои тщетные дни:
Есть праведник, гибнущий в праведности своей,
И есть нечестивец, долговечный в своем нечестье:
Не очень будь праведным и не слишком мудрым —
Зачем тебе ужасаться?
Не очень будь нечестивым и не будь глупцом —
Зачем тебе умирать до срока?
Благо, если ты придержишься одного
И от другого не отпустишь руку, —
Но боящийся бога от всего уйдет.
Только вот это я нашел: что сделал бог человека прямым
Они же ищут многих ухищрений.
Глава 8
Кто подобен мудрецу, кто знает толкование слова:
«Мудрость человека просветлит его лик,
И переменится дерзость его лика»?
По мне — приказ царя соблюдай,
Но только ради клятвы перед богом;
Не спеши от него идти, при деле злом не присутствуй,
Ибо всё, что желает, творит он,
Потому что царское слово властно,
И кто ему скажет: «Что творишь ты?»,
Мудрость поможет мудрому лучше,
Чем в городе десять могучих,
Ибо праведника нет на земле такого,
Чтобы благо творил и не погрешил бы.
И не все, что говорят, принимай ты к сердцу,
Чтоб не слышать, как клянет тебя раб твой, —
Ибо сколько раз было — твое сердце знает,
Что и сам ты тоже клял других.
Мудростью поверял я всё это,
Думал: «Стану мудрым», — а она от меня далека.
Далеко то, что было, и глубоко, —
Глубоко — кто его отыщет?
Старался я и сердце мое
Узнавать, и разведывать, и разыскивать замысел и премудрость, —
Чтоб узнать, что нечестие — глупость, а глупость — безумье.
А горше смерти нахожу я женщину, потому что она — ловушка
И сердце ее — тенета, и руки ее — узы;
Кто благ для бога, ее избежит, а согрешающий попадется.
Вот это постиг я, — сказал Проповедовавший в собрании, —
Мало-помалу замысел постигая;
Что еще искала душа моя, чего не нашел я?
Мужа — одного из тысячи нашел я,
Потому что бога он не боялся
Бывает на земле и такая тщета:
Есть праведники, а дана им участь в меру деяния нечестивцев,
И есть нечестивцы, а дана ям участь в меру деяния добрых, —
Я подумал, что это тоже — тщета;
И восхвалил я радость, потому что блага нет человеку под солнцем,
Кроме как есть, и пить, и веселиться,
И да последует это за трудами дней его жизни,
Которые дал ему бог под солнцем.
Когда склонил я сердце мудрость познать
И увидеть заботу, что создана под солнцем
(Ибо ни днем, ни ночью сна не знают очи),
То увидел я всё дело бога:
Что не может человек найти суть дела, что делается под солнцем,-
Сколько б ни трудился искать человек — не найдет;
И если даже скажет мудрец, что сумеет, — не найдет.
ГЛАВА 9
Ибо это всё я запомнил в сердце,
Дабы это всё объяснить, —
Что праведные и мудрые и дела их — в руке у бога:
Человек не знает, что предстоит —
Любовь или ненависть? Всё возможно;
Всё, как всем: одна участь праведному и нечестивцу,
Благому и чистому — и нечистому;
Приносящему жертвы — и тому, кто не приносит жертвы,
Как благому — так и грешному,
Как клянущемуся всуе — так и боящемуся клятвы;
Это — беда во всем, что делается под солнцем,
Ибо участь для всех одна;
Потому-то осмеливаются люди на зло,
И пока они живы, в их сердцах — безумье, —
А после этого — к мертвым.
Ибо тому, кто сопричислен ко всему живому, есть надежда,
Ибо живой собаке лучше, чем мертвому льву;
Ибо живые знают, что умрут, но мертвые ничего не знают,
И нет им более платы, ибо память о них исчезла,
А любовь их, и ненависть их, и зависть — это сгинуло давно,
И доли нет им более в мире,
Во всем, что делается под солнцем.
Так ешь же в радости хлеб твой и с легким сердцем пей вино,
Ибо бог уже давно предрешил твои деянья.
Во всякое время да будут белы твои одежды,
И пусть не оскудевает на голове твоей умащенье;
Наслаждайся жизнью с женщиной, которую любишь,
Все дни твоей тщетной жизни,
Потому что дал тебе он под солнцем
Все твои тщетные дни,
Ибо это — твоя доля в жизни и в твоих трудах
Над которыми сам ты трудишься под солнцем.
Всё, что готова рука твоя делать, — в меру сил твоих делай,
Ибо нет ни дела, ни замысла, ни мудрости, ни знанья
В преисподней, куда ты уходишь.
И еще довелось мне увидеть под солнцем,
Что не быстрым удача в беге, не храбрым — в битве
И не мудрым — хлеб, не разумным — богатство
И не сведущим благословенье,
Но срок и случай постигает их всех;
Ибо так и человек не знает срока,
Как рыбы, захваченные злою сетью,
И как птицы, попавшие в сидок, —
Как они, в злой час уловляются сыны человеков,
Когда он внезапно их настигнет.
Также ту я видел мудрость под солнцем,
И велика она мне показалась:
Небольшой городок, и людей в нем мало,
А вышел против него великий царь,
И осадил его, и воздвиг великие осадные валы, —
Но нашелся в нем мудрый бедный человек,
И он умел избавить город мудростью своею, —
Но никто не вспомнил того бедного человека.
И я подумал: лучше мудрость, чем храбрость,
Но мудрость бедного презирают и не слушают его речей:
Речи мудрого в спокойствии слышнее,
Нежели крик начальника глупцов;
Блага в мудрости больше, чем в орудиях войны, —
Но один согрешающий погубят много блага.
Глава 10
От подыхающих мух смердит и бродит елей умащенья,
Немного глупости перевесит почет и мудрость.
Думы мудрого дельны, а думы глупого бездельны,
И даже на пути, которым глупец идет, ему не хватает смысла,
А он говорит о каждом: «Вот глупец!»
Если прогневится на тебя начальник — не покидай своего места,
Ибо уступчивость прекращает большие грехи.
Есть зло, — видал я под солнцем, —
Что от имеющего власть исходит заблужденье:
Поставлена глупость на высокие посты,
А достойные внизу пребывают.
Видел я рабов на конях
И князей, шагавших пешком, как рабы!
Копающий яму в нее упадет,
И сносящего стенку укусит змея.
Разбивающий камни о них ушибется,
И колющему дрова от них угроза.
Если затупело железо, — не заточив лезвие, только силы потратишь:
Польза-мудростью преуспеет!
«Если прежде заклинания змея укусит, то в болтунах уже пользы нет,
Речи мудрого — благостыня, а уста глупца его же и поглотят:
Начало речей его — глупость,
И конец речей его — злое безумье, —
А глупец все множит слова.
Не знает человек, что будет,
И о том, что случится после, кто ему объявит?
Труды глупца его утомят,
Потому что не знает он дороги в город!
Горе тебе, страна, чей царь — невольник
И чьи князья пируют спозаранку,
Блаженна ты, страна, чей царь — свободный
И чьи князья едят в положенное время,
Для укрепления мужества, а не для пьянства.
От ленивых рук обрушится остов дома,
И кто опускает руки, у того протекает крыша;
Для того чтоб смеяться, ставят хлеб на столы,
И увеселяет жизнь вино;
А деньги всё разрешают.
Даже в мыслях не кляни царя,
И в спальном покое не кляни богатых,
Ибо птицы небесные перенесут твою речь,
И пернатые объявят дело.
Глава 11
Посылай свой хлеб по водам,
Ибо спустя много дней ты его найдешь,
Давай доли семи и даже восьми,
Ибо ты не знаешь, какая беда на земле может статься:
Если наполнятся тучи, то на землю дождь они проливают,
И если упало дерево, — на юг ли, на север, —
То дерево — там, куда оно упало.
Следящий за ветром не будет сеять,
И глядящий на тучи не будет жать:
Точно так, как не знаешь ты, откуда стало дыханье
И кости откуда в беременной утробе,
Так не знаешь ты дел бога, создающего всё.
Сей семена с утра и руке до вечера не давай отдохнуть,
Ибо ты не знаешь, что удастся — то или это,
Или то и другое равно хорошо.
И сладок свет, и благо очам — видеть солнце,
Ибо если много дней человек проживет,
То да радуется каждому из них —
И помнит о днях темноты, ибо тех будет больше:
Всё, что наступит, — тщета.
Радуйся, юноша, молодости своей,
И в дни юности твоей да будет сердцу благо;
И ходи по путям, куда влечет тебя сердце,
И по зримым твоими очами,
И знай, что за всё это бог призовет тебя к суду;
Но скорбь отвергни от сердца
И худое отведи от плоти,
Ибо молодость и черные волосы — тщета.
Глава 12
И о своем создателе помни с юных дней,
Еще до поры, как настанут дни худые
И приблизятся годы, о которых ты скажешь: «Я их не хочу», —
До поры, как затмится солнце,
И свет, и луна, и звезды,
И после дождя будут снова тучи, —
В день, когда трясущимися станут обходящие дом,
И скрючатся твои бойцы,
И будут мельничихи праздны, ибо станет их мало,
И потускнеют глядящие в окошки,
И запрутся на улицу двери,
Как затихнет голос зернотерок,
И еле слышен станет голос птиц,
И поющие девушки притихнут;
Малого холмика станешь бояться,
И препоны будут на дороге,
И цветы миндаля опадут,
И наестся саранча,
И осыплется каперс желанья —
Ибо уходит человек в свой вечный дом,
И наемные плакальщики на улице кружат;
До поры, как порвется серебряный шнур,
И расколется золотая чаша,
И разобьется кувшин у ключа,
И сломается ворот у колодца.
И прах возвратится в землю, которою он был,
И возвратится дыхание к богу, который его дал.
Суета сует, — сказал Проповедовавший в собрании, — всё суета.
А сверх того, что был мудрым Проповедующий, он еще учил на-
род знанию, и взвешивал, и исследовал, и складывал многие притчи.
Искал Проповедующий, как найти слова дельные и написанные вер-
но, слова истины.
Слова у мудрых — как стрекало погонщика,
И как вбитые гвозди — у собирателей пословиц:
От единого пастыря даны.
А кроме них, мой сын, остерегись:
Много книг составлять — конца не будет,
И много читать — утомительно для плоти.
Послушаем всему заключенье:
Бога бойся, храни его заветы,
Ибо это каждому подобает,
Ибо всякое дело бог призовет к суду
Над всем сокрытым в тайне — худым и хорошим.