ПСИХОТЕРАПИЯ

История психотерапии (в широком понимании этого слова) по существу такая же древняя, как и история человечества. В каждом элементе психического воздействия одного человека на другого, сопровождающегося целебным эффектом, можно видеть иллюстрацию психотерапии. Добрые слова матери, осушающие слезы ребенка, снимающие боль, примиряющие уговоры няни — все это формы психотерапевтического влияния. Слова воспитателя, исправляющие поступки шалуна, воспитывающие сдержанность беседы педагога — в широком смысле также варианты психотерапевтического воздействия.
Однако под психотерапией обычно понимают лишь лечебное воздействие врача на психику больного путем благотворного влияния в первую очередь словом, аффективными реакциями, авторитетом, своим обликом.
Плодотворность психотерапии предопределяется уже при первом контакте врача с больным, в его умении держать себя, владеть своими чувствами и речью в любой ситуации, в его, разумном обращении со словом, адресуемым больному. Слово может исцелить глубоко страдающего и погубить богатыря. Владение словом — одна из ведущих особенностей психотерапевтического метода.
Бумке в свое время подчеркнул, что психотерапевтом должен быть любой врач, если он хочет быть именно врачом, а не ремесленником. По существу так и есть. Всякий хороший врач, независимо от профиля его специальности широко использует психотерапевтические приемы, даже если он специально с ними не знаком. Опыт, обогащающий врача, формирует у него и навык применения этих приемов.
Психотерапия должна начинаться с момента встречи врача и больного и продолжаться в его сознании даже тогда, когда врач отсутствует. Так же, собственно, и пагубное психическое воздействие малоопытного врача на больного отнюдь не ограничивается неудачно оброненным словом, недоброжелательным жестом, пренебрежительной гримасой и пр., а превращается нередко в растянутую во времени психическую травму для больного. Все психогении, порожденные неумелой деятельностью врача, среднего медицинского персонала и лечебного учреждения, Бумке определил термином «ятрогения» (психическая травма больного, порожденная врачом, элементами самой медицинской службы). Профилактика ятрогений по существу означает высокий уровень культуры и психотерапевтической подготовки медицинского персонала.
Недифференцированная психотерапия объединяет всю ту систему врачебных и медицинских мероприятий, которые вызывают эмоциональный подъем у больного, субъективное чувство уверенности в выздоровлении, облегчение страдания, доверие к врачу и его назначениям. Большую роль в этом играют не только облик, манера поведения и слова врача, но и аналогичные качества всех работников лечебного учреждения, с которыми встречается больной, а также все убранство интерьера такого учреждения.
Дифференцированные формы психотерапии весьма многообразны, однако наибольшее распространение получили следующие:
а) психотерапевтическое разъяснение — наиболее доступное изложение механизма заболевания и особенностей его развития с целью вселить в больного уверенность в возможности быстрого и полного выздоровления;
б) психотерапевтическое внушение (суггестия), выполняемое в бодрствующем состоянии больного или в гипнотическом сне.
Суггестия в бодрствующем состоянии фактически сводится к методам психотерапевтического убеждения, применяемого с целью изменения сложившейся системы взглядов больного, например, на болезнь. Одним из вариантов такой суггестии является внушение подготовленному больному в решительной, повелительной форме. При астазии-абазии, например, ему говорят: «Встаньте, вы можете стоять. Вы пойдете. Идите» и т. д.
Суггестия в гипнотическом состоянии представляет собой гипноз, т. е. частичный (парциальный) сон с сохранением «бодрствующего очага» в коре головного мозга. Именно с помощью этого очага и осуществляется раппорт (связь гипнотизируемого с гипнотизером), способность не только воспринимать формулу внушения, но и выполнять указания внушающего. В результате врач приобретает способность владеть душевным состоянием больного и корригировать те болезненные качества психики, которые он намерен устранить с помощью гипнотерапии. Гипнотерапия весьма эффективна при лечении некоторых пограничных форм патологии, наркоманий и больных психозами в состоянии реконвалесценции или ремиссии. Гипнотерапия может применяться по показаниям в зрелом возрасте. Она без сомнения допустима и при болезнях юношеского возраста. У подростков рекомендуется применять ее осторожно, после тщательного обсуждения всех «за» и «против». Ранее было показано, что способность предвидения будущего, построение гипотезы становятся доступными лишь подростку после 12—14 лет. Именно в этот период, когда подросток может ясно представить себе цели, значение и последствия гипнотерапии, она может быть рекомендована при наличии медицинских показаний. В отношении детей гипнотерапия должна быть заменена другими методами дифференцированной психотерапии. Применительно к детям школьного возраста (так же как и старшим больным) значительно рациональнее использовать приемы аутогенной тренировки.

Мы можем общаться в таком стиле, который будет помогать человеку думать по-новому и ощущать себя более цельным и уверенным в себе, с «обновленным сознанием». КАНДИДАТ МЕД.НАУК НЕВРОЛОГ В ВОЛГОГРАДЕ г. Волгоград тел. сот. : 89023871619 БОРЗЕНКО СЕРГЕЙ ЯКОВЛЕВИЧ звоните уже сейчас.


ПЕРЕЙТИ НА СТРАНИЦУ ВАШЕГО НЕВРОЛОГА

О диагнозе и лечении